Продолжаем цикл материалов, посвященных репрезентативным опросам в Северо-Кавказском федеральном округе. Социологические опросы проводились по различным аспектам экономической, общественно-политической и социальной жизни среди совершеннолетних жителей всех регионов СКФО различных возрастных групп. Исследования проводились в рамках проекта «Медиатор», реализуемого Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» при поддержке Фонда президентских грантов. В анкетировании приняли участие 500 человек.
1. Участникам анкетирования были названы различные виды СМИ. Предложено дать ответ: какие из них (и как часто) используются респондентами в повседневной жизни.
Результаты опроса показали, что наиболее часто используемый источник информации – социальные сети. Их предпочитают 73,4% опрошенных. На втором месте – телевидение (69,3%), на третьем – интернет-сайты (59%). Из результатов анкетирования можно сделать очевидный вывод: основную информационную нишу уверенно захватили сетевые ресурсы. Однако такой традиционный источник информации, как телевидение, пока ещё остаётся достаточно популярным.
С достаточно большим отрывом от тройки лидеров находятся остальные виды СМИ, однако их нельзя назвать «полностью изжившими себя» - у каждого есть своя аудитория. И очевидно, что дифференциация происходит по возрастным критериям.
Так, на четвёртом месте по популярности находятся мобильные приложения для получения новостей (38,6%). И замыкает результаты опроса «тройка аутсайдеров», в числе которых оказались все остальные (кроме телевидения) так называемые «традиционные» СМИ. Это радио (36,8%), газеты (34,2 %) и журналы – всего четверть опрошенных (25%).
Таким образом, результаты анкетирования полностью подтверждают очевидный современный тренд «цифровизации» получения информации, о котором говорят многие эксперты. Закономерный итог опроса: печатные СМИ становятся наименее популярными. И очевидно, что их читательская аудитория – представители старшего поколения.
2. Какой из перечисленных видов СМИ является для вас наиболее предпочтительным и пользуется вашим доверием?
Результаты ответов на этот вопрос существенно отличается от предыдущих. И если по степени доверия и предпочтительности в тройке лидеров остались социальные сети (44,4%) и интернет-сайты, которые оказались на втором месте (42,9%), то телевидение покинуло тройку. Причём, с весьма низким показателем – 13%.
Третьей по численности оказалась группа опрошенных, которая вообще не доверяет никаким СМИ – 37,6%. И с огромным отрывом пятое место заняли газеты (17,1%).
Примечательно, что мобильным приложениям для получения новостей, которые по популярности заняли четвёртое место, доверяют неизмеримо меньшее число респондентов – всего 8,1%. Точно такой же показатель у радио. А замыкают таблицу журналы, набравшие всего 2,2% доверия опрошенных.
Вывод закономерный: интерес и предпочтения аудитории смещаются в сторону менее подконтрольных цензуре, на её взгляд, СМИ. И особенно примечателен очень высокий процент (более трети опрошенных) тех, кто вообще не доверяет никаким СМИ.
3. Когда вы пользуетесь СМИ, какие темы публикаций вам наиболее интересны?
Традиционная для Северного Кавказа в целом, и для Дагестана в частности, тенденция: самая популярная тематика среди читательской аудитории - спортивные новости (36,8%). Также традиционно популярны политические новости (34%).
Третье место с существенным отрывом занимает развлекательный контент – чуть более четверти опрошенных (25,2%). Далее, тоже с отрывом, идут материалы по теме «Хобби» (17,2%). И только лишь на пятом и на шестом месте расположились «культурно-исторические» направления информации:
- Новости культурной жизни, обрядности, праздничные акции региона - 15,2% предпочтений;
- Сюжеты истории народов региона – 11,8% предпочтений.
«Экономический» блок стал аутсайдером. Всего 8,8% опрошенных интересуют вопросы экономики, ещё меньшее количество респондентов отдают предпочтение новостям бизнеса – 6,8%.
Можно предположить, что подобный расклад может свидетельствовать о двух достаточно полярных трендах: относительном равнодушии к бизнесу и экономике либо ввиду достаточно уверенного материального положения, либо по причине неверия эффективной собственной «включённости» в эту сферу. Второй вариант выглядит наиболее вероятным.
4. Ваша характеристика сегодняшних новостей?
Данный показатель демонстрирует достаточно спокойное, конструктивное отношение большинства участников анкетирования к содержанию текущих новостей. Так, почти половина респондентов (45%) охарактеризовали информацию, с которой они ежедневно сталкиваются из новостных источников, как нейтральную, иногда - эмоционально напряженную, иногда – нет.
Менее трети опрошенных (31,8%) были более категоричными в оценках и считают текущие новости агрессивными и вызывающими беспокойство.
Позитивными, не вызывающими негативных эмоций назвали сегодняшние новости 23,2% участников опроса.
5. Находят ли, на ваш взгляд, проблемы граждан Российской Федерации отражение в федеральных (общероссийских) СМИ?
В ответе на этот вопрос больше половины респондентов (53%) выразили категоричное мнение, что проблемы граждан РФ не находят отражения в федеральных СМИ.
Умеренно негативно оценивают отражение насущных проблем россиян в медиа 40% опрошенных. Они выразили мнение, что в какой-то мере федеральные СМИ все-таки отражают актуальную проблематику.
И только 7% опрошенных считают, что средства массовой информации федерального уровня всё же отражают нужды и чаяния российских граждан в своих публикациях.
Результаты анкетирования созвучны общероссийскому тренду и, в какой-то мере, выглядят даже толерантнее (судя по опросам, проведённым некоторыми изданиями).
6. Освещают ли региональные и местные (городские, районные) СМИ проблемы граждан Вашего региона?
На региональном уроне наблюдается ситуация, сходная с восприятием опрошенными общефедеральных СМИ. Также более половины респондентов (51,6%), считают, что местные издания недостаточно освещают проблемы жителей республики.
Почти в два раза больше – количество тех, кто удовлетворён уровнем публикаций в региональных СМИ, освещающих проблемы граждан (13,2% против 7% на общефедеральном инфополе).
Количество тех, кто считает в публикациях дагестанских медиа освещение проблем граждан частичным, составляет 35.2%.
Таким образом, результаты данного опроса можно назвать созвучными с предыдущими.
7. Владеете ли вы другими языками народов Российской Федерации помимо русского?
Абсолютное большинство опрошенных предсказуемо положительно ответило на этот вопрос. 92,2% респондентов помимо русского языка владеют другими языками народов РФ.
По статистике, число граждан в Дагестане, которые владеют исключительно только русским языком (как своим родным), в настоящее время относительно небольшое – в пределах нескольких процентов. И это количество продолжает сокращаться. Даже русскоязычные (по рождению) граждане стараются освоить минимальное общение на одном из местных языков.
В дагестанских же семьях, даже городских, традиционно стараются дать своим детям знание своего национального языка. Тем не менее, есть и незначительное количество национальных семей (в основном, в столице РД) где общение происходит только на русском языке.
Так, число тех, не владеет никаким другим языком, кроме русского, согласно ответам, составляет 7,4%. А число «сугубо русскоязычного» населения, по разным оценкам, - не более 4-6%. Примечательно, что некоторые респонденты, хоть и незначительная часть (меньше одного процента) либо отказались отвечать, либо затруднились с ответом.
8. Пользуетесь ли вы СМИ, издаваемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?
Результаты ответов на эту часть анкеты демонстрирует, в какой-то степени, востребованность национальных языков сугубо на бытовом и межличностном уровне. Для получения новостной информации подавляющее количество опрошенных пользуются всё же русскоязычными изданиями (73,4%).
И лишь 26,4% от общего числа респондентов пользуются средствами массовой информации, выпускаемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского языка). Такая картина может быть объяснена в том числе и тем, что Дагестан – самый многонациональный регион России. И традиционно языком межнационального общения (а также получения информации) для десятков этносов в республике служит именно русский язык. Можно также предположить, что профессиональный уровень не всех изданий, выпускаемых в Дагестане на национальных языках, удовлетворяет запросы читательской аудитории.
Меньше одного процента опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.
9. Достаточно ли в вашем регионе проживания СМИ, которые издаются на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?
Результаты опроса свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация (которую иллюстрируют ответы на предыдущий вопрос) преимущественно не устраивает большинство опрошенных. Так, 57,4% респондентов считают, что в регионе недостаточно СМИ, издаваемых на языках народов Российской Федерации (помимо русского). Однако при этом значительное число участников анкетирования (40,8%) придерживаются противоположного мнения.
Есть основания предположить, что данная поляризация мнений – не позиции противников либо апологетов национальных языков. Это, вероятно, несовпадающие позиции сторонников традиционных ценностей и сторонников современного, динамичного подхода к восприятию информации. Аргументом такого довода служит значительное число жителей Дагестана, которые охотно пользуются национальными языками в быту и различных жизненных ситуациях, а не для получения ежедневной новостной информации.
При этом 1,6% опрошенных отказались от ответа, а меньше процента – затруднились с ответом.
10. Какова, на ваш взгляд, главная функция СМИ в России?
По мнению большинства опрошенных, главной функцией СМИ в России является формирование общественного мнения. Об этом заявили 38% опрошенных. При этом около 29% респондентов выразили мнение, что СМИ, в первую очередь, занимаются или должны заниматься непосредственным информированием общества о текущих событиях.
На третьем месте по популярности – ответ, в котором участники опроса выражают уверенность, что главной функцией медиа в России должно быть обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления. Так ответили 13,4% опрошенных.
8,2% назвали главной образовательную функцию СМИ, 7,2 - обеспечение диалога между властью и обществом, 4% в качестве ответа назвали «другое», без детализации. Затруднилось ответить 1,4 % респондентов.
Налицо – выраженное мнение о том, чем фактически занимаются СМИ в России и чем, по мнению опрошенных, они должны заниматься.
Общие выводы:
По итогам данной части опроса можно сделать несколько как очевидных, так и неочевидных выводов.
- При получении новостной информации большинство жителей Дагестана предпочитают цифровые СМИ.
- Больше доверия у опрошенных вызывают ресурсы, менее всего подверженные цензуре (социальные сети, интернет-сайты). Однако велик процент тех, кто не доверяет СМИ в принципе.
- Наиболее популярные темы в СМИ – спорт, политика, развлечения.
- Большинство опрошенных эмоционально спокойно оценивают предлагаемую СМИ информацию.
- Большинство участников опроса не считают, что СМИ и в России, и в их регионе реально отражают проблемы населения.
- Большинство жителей в Дагестане владеют другими языками (в том числе, родным), кроме русского. Однако пользуются ими в быту и для повседневного общения, а не для получения новостной информации. Однако большую часть опрошенных такая ситуация не удовлетворяет. И они считают, что изданий на других языках (кроме русского) в регионе должно быть больше.
- Опрос также выявил значительное противоречие между тем, какая функция СМИ в России - главная. В основном, ответы распределились между формированием общественного мнения, предоставлением информации и обеспечением открытости деятельности органов государственной власти и управления.