10.09.2019 10:16
Аналитика.
Просмотров всего: 5515; сегодня: 1.

Дагестан: доверие к СМИ и региональная журналистика

Дагестан: доверие к СМИ и региональная журналистика

Продолжаем цикл материалов, посвященных репрезентативным опросам в Северо-Кавказском федеральном округе. Социологические опросы проводились по различным аспектам экономической, общественно-политической и социальной жизни среди совершеннолетних жителей всех регионов СКФО различных возрастных групп. Исследования проводились в рамках проекта «Медиатор», реализуемого Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» при поддержке Фонда президентских грантов. В анкетировании приняли участие 500 человек.

1. Участникам анкетирования были названы различные виды СМИ. Предложено дать ответ: какие из них (и как часто) используются респондентами в повседневной жизни.

Результаты опроса показали, что наиболее часто используемый источник информации – социальные сети. Их предпочитают 73,4% опрошенных. На втором месте – телевидение (69,3%), на третьем – интернет-сайты (59%). Из результатов анкетирования можно сделать очевидный вывод: основную информационную нишу уверенно захватили сетевые ресурсы. Однако такой традиционный источник информации, как телевидение, пока ещё остаётся достаточно популярным.

С достаточно большим отрывом от тройки лидеров находятся остальные виды СМИ, однако их нельзя назвать «полностью изжившими себя» - у каждого есть своя аудитория. И очевидно, что дифференциация происходит по возрастным критериям.

Так, на четвёртом месте по популярности находятся мобильные приложения для получения новостей (38,6%). И замыкает результаты опроса «тройка аутсайдеров», в числе которых оказались все остальные (кроме телевидения) так называемые «традиционные» СМИ. Это радио (36,8%), газеты (34,2 %) и журналы – всего четверть опрошенных (25%).

Таким образом, результаты анкетирования полностью подтверждают очевидный современный тренд «цифровизации» получения информации, о котором говорят многие эксперты. Закономерный итог опроса: печатные СМИ становятся наименее популярными. И очевидно, что их читательская аудитория – представители старшего поколения.

2. Какой из перечисленных видов СМИ является для вас наиболее предпочтительным и пользуется вашим доверием?

Результаты ответов на этот вопрос существенно отличается от предыдущих. И если по степени доверия и предпочтительности в тройке лидеров остались социальные сети (44,4%) и интернет-сайты, которые оказались на втором месте (42,9%), то телевидение покинуло тройку. Причём, с весьма низким показателем – 13%.

Третьей по численности оказалась группа опрошенных, которая вообще не доверяет никаким СМИ – 37,6%. И с огромным отрывом пятое место заняли газеты (17,1%).

Примечательно, что мобильным приложениям для получения новостей, которые по популярности заняли четвёртое место, доверяют неизмеримо меньшее число респондентов – всего 8,1%. Точно такой же показатель у радио. А замыкают таблицу журналы, набравшие всего 2,2% доверия опрошенных.

Вывод закономерный: интерес и предпочтения аудитории смещаются в сторону менее подконтрольных цензуре, на её взгляд, СМИ. И особенно примечателен очень высокий процент (более трети опрошенных) тех, кто вообще не доверяет никаким СМИ.  

3. Когда вы пользуетесь СМИ, какие темы публикаций вам наиболее интересны?

Традиционная для Северного Кавказа в целом, и для Дагестана в частности, тенденция: самая популярная тематика среди читательской аудитории - спортивные новости (36,8%). Также традиционно популярны политические новости (34%).

Третье место с существенным отрывом занимает развлекательный контент – чуть более четверти опрошенных (25,2%). Далее, тоже с отрывом, идут материалы по теме «Хобби» (17,2%). И только лишь на пятом и на шестом месте расположились «культурно-исторические» направления информации:

- Новости культурной жизни, обрядности, праздничные акции региона - 15,2% предпочтений;

- Сюжеты истории народов региона – 11,8% предпочтений.

«Экономический» блок стал аутсайдером. Всего 8,8% опрошенных интересуют вопросы экономики, ещё меньшее количество респондентов отдают предпочтение новостям бизнеса – 6,8%.

Можно предположить, что подобный расклад может свидетельствовать о двух достаточно полярных трендах: относительном равнодушии к бизнесу и экономике либо ввиду достаточно уверенного материального положения, либо по причине неверия эффективной собственной «включённости» в эту сферу. Второй вариант выглядит наиболее вероятным.

4. Ваша характеристика сегодняшних новостей?

Данный показатель демонстрирует достаточно спокойное, конструктивное отношение большинства участников анкетирования к содержанию текущих новостей. Так, почти половина респондентов (45%) охарактеризовали информацию, с которой они ежедневно сталкиваются из новостных источников, как нейтральную, иногда - эмоционально напряженную, иногда – нет.

Менее трети опрошенных (31,8%) были более категоричными в оценках и считают текущие новости агрессивными и вызывающими беспокойство.

Позитивными, не вызывающими негативных эмоций назвали сегодняшние новости 23,2% участников опроса.

5. Находят ли, на ваш взгляд, проблемы граждан Российской Федерации отражение в федеральных (общероссийских) СМИ?

В ответе на этот вопрос больше половины респондентов (53%) выразили категоричное мнение, что проблемы граждан РФ не находят отражения в федеральных СМИ.

Умеренно негативно оценивают отражение насущных проблем россиян в медиа 40% опрошенных. Они выразили мнение, что в какой-то мере федеральные СМИ все-таки отражают актуальную проблематику.

И только 7% опрошенных считают, что средства массовой информации федерального уровня всё же отражают нужды и чаяния российских граждан в своих публикациях.

Результаты анкетирования созвучны общероссийскому тренду и, в какой-то мере, выглядят даже толерантнее (судя по опросам, проведённым некоторыми изданиями).  

6. Освещают ли региональные и местные (городские, районные) СМИ проблемы граждан Вашего региона?

На региональном уроне наблюдается ситуация, сходная с восприятием опрошенными общефедеральных СМИ. Также более половины респондентов (51,6%), считают, что местные издания недостаточно освещают проблемы жителей республики.

Почти в два раза больше – количество тех, кто удовлетворён уровнем публикаций в региональных СМИ, освещающих проблемы граждан (13,2% против 7% на общефедеральном инфополе).

Количество тех, кто считает в публикациях дагестанских медиа освещение проблем граждан частичным, составляет 35.2%.

Таким образом, результаты данного опроса можно назвать созвучными с предыдущими.  

7. Владеете ли вы другими языками народов Российской Федерации помимо русского?

Абсолютное большинство опрошенных предсказуемо положительно ответило на этот вопрос. 92,2% респондентов помимо русского языка владеют другими языками народов РФ.

По статистике, число граждан в Дагестане, которые владеют исключительно только русским языком (как своим родным), в настоящее время относительно небольшое – в пределах нескольких процентов. И это количество продолжает сокращаться. Даже русскоязычные (по рождению) граждане стараются освоить минимальное общение на одном из местных языков.

В дагестанских же семьях, даже городских, традиционно стараются дать своим детям знание своего национального языка. Тем не менее, есть и незначительное количество национальных семей (в основном, в столице РД) где общение происходит только на русском языке.

Так, число тех, не владеет никаким другим языком, кроме русского, согласно ответам, составляет 7,4%. А число «сугубо русскоязычного» населения, по разным оценкам, - не более 4-6%. Примечательно, что некоторые респонденты, хоть и незначительная часть (меньше одного процента) либо отказались отвечать, либо затруднились с ответом.

8. Пользуетесь ли вы СМИ, издаваемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?

Результаты ответов на эту часть анкеты демонстрирует, в какой-то степени, востребованность национальных языков сугубо на бытовом и межличностном уровне. Для получения новостной информации подавляющее количество опрошенных пользуются всё же русскоязычными изданиями (73,4%).

И лишь 26,4% от общего числа респондентов пользуются средствами массовой информации, выпускаемыми на языках народов Российской Федерации (помимо русского языка). Такая картина может быть объяснена в том числе и тем, что Дагестан – самый многонациональный регион России. И традиционно языком межнационального общения (а также получения информации) для десятков этносов в республике служит именно русский язык. Можно также предположить, что профессиональный уровень не всех изданий, выпускаемых в Дагестане на национальных языках, удовлетворяет запросы читательской аудитории.

Меньше одного процента опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

9. Достаточно ли в вашем регионе проживания СМИ, которые издаются на языках народов Российской Федерации (помимо русского)?

Результаты опроса свидетельствуют о том, что сложившаяся ситуация (которую иллюстрируют ответы на предыдущий вопрос) преимущественно не устраивает большинство опрошенных. Так, 57,4% респондентов считают, что в регионе недостаточно СМИ, издаваемых на языках народов Российской Федерации (помимо русского). Однако при этом значительное число участников анкетирования (40,8%) придерживаются противоположного мнения.

Есть основания предположить, что данная поляризация мнений – не позиции противников либо апологетов национальных языков. Это, вероятно, несовпадающие позиции сторонников традиционных ценностей и сторонников современного, динамичного подхода к восприятию информации. Аргументом такого довода служит значительное число жителей Дагестана, которые охотно пользуются национальными языками в быту и различных жизненных ситуациях, а не для получения ежедневной новостной информации.

При этом 1,6% опрошенных отказались от ответа, а меньше процента – затруднились с ответом.

10. Какова, на ваш взгляд, главная функция СМИ в России?

По мнению большинства опрошенных, главной функцией СМИ в России является формирование общественного мнения. Об этом заявили 38% опрошенных. При этом около 29% респондентов выразили мнение, что СМИ, в первую очередь, занимаются или должны заниматься непосредственным информированием общества о текущих событиях.

На третьем месте по популярности – ответ, в котором участники опроса выражают уверенность, что главной функцией медиа в России должно быть обеспечение открытости деятельности органов государственной власти и управления. Так ответили 13,4% опрошенных.

8,2% назвали главной образовательную функцию СМИ, 7,2 - обеспечение диалога между властью и обществом, 4% в качестве ответа назвали «другое», без детализации. Затруднилось ответить 1,4 % респондентов.

Налицо – выраженное мнение о том, чем фактически занимаются СМИ в России и чем, по мнению опрошенных, они должны заниматься.

Общие выводы:

По итогам данной части опроса можно сделать несколько как очевидных, так и неочевидных выводов.

- При получении новостной информации большинство жителей Дагестана предпочитают цифровые СМИ.

- Больше доверия у опрошенных вызывают ресурсы, менее всего подверженные цензуре (социальные сети, интернет-сайты). Однако велик процент тех, кто не доверяет СМИ в принципе.

- Наиболее популярные темы в СМИ – спорт, политика, развлечения.

- Большинство опрошенных эмоционально спокойно оценивают предлагаемую СМИ информацию.

- Большинство участников опроса не считают, что СМИ и в России, и в их регионе реально отражают проблемы населения.

- Большинство жителей в Дагестане владеют другими языками (в том числе, родным), кроме русского. Однако пользуются ими в быту и для повседневного общения, а не для получения новостной информации. Однако большую часть опрошенных такая ситуация не удовлетворяет. И они считают, что изданий на других языках (кроме русского) в регионе должно быть больше.

- Опрос также выявил значительное противоречие между тем, какая функция СМИ в России - главная. В основном, ответы распределились между формированием общественного мнения, предоставлением информации и обеспечением открытости деятельности органов государственной власти и управления.


Ньюсмейкер: Межрегиональный центр общественных инициатив "Северный Кавказ" — 34 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...