07.10.2019 13:02
Аналитика.
Просмотров всего: 9727; сегодня: 2.

Межнациональные отношения в Ставропольском крае

Межнациональные отношения в Ставропольском крае

СКФО в зеркале социологических опросов: Ставрополье.

Этническая самоидентификация и внутри- и межконфессиональные отношения.

Продолжаем цикл материалов, посвященных репрезентативным опросам в Северо-Кавказском федеральном округе. Социологические опросы проводились по различным аспектам экономической, общественно-политической и социальной жизни среди совершеннолетних жителей всех регионов СКФО различных возрастных групп.

Исследования проводились в рамках проекта «Медиатор», реализуемого Межрегиональным центром общественных инициатив «Северный Кавказ» при поддержке Фонда президентских грантов. В анкетировании приняли участие 500 человек.

1. Какие из перечисленных признаков сближают вас с представителями вашей этнической группы?

Религия (76,8%), традиции и обычаи (69,2%), а также социальные нормы и принципы поведения (48,9%) участники опроса назвали в качестве трёх главных этнообразующих признаков.

Далее голоса распределились следующим образом:

- историческое прошлое (20,2%);

- территория проживания (8,4%);

- художественная культура (8,2%);

Примечательно, что одним из наименее важных компонентов в контексте данного вопроса был признан общий быт - 6,2% опрошенных.  

2. Оказывает ли этническая принадлежность другого человека влияние на ваше к нему отношение?

Большинство респондентов продемонстрировали заметный интернационализм в ответе на данный вопрос: 78,4% опрошенных заявили, что этническая принадлежность другого человека не оказывает никакого влияния на отношение к нему со стороны респондента.

Соответственно, для 21,6% участников опроса этническая принадлежность другого человека имеет влияние на формирование отношения к нему, оставаясь достаточно значимым фактором.

3. Стараетесь ли вы подчеркнуть свою этническую принадлежность в повседневной жизни?

«Иногда да, иногда нет» - так ответили на этот вопрос 61,8% респондентов. «Охотно, но в зависимости от ситуации» - такой вариант выбрали 29,6 опрошенных.

«Неохотно, в случаях необходимости» - ответ 7,4 участников анкетирования.

Интересно, что крайние полярные ответы «да, постоянно» и «нет, никогда» набрали равное мизерное количество голосов – по 0,6% опрошенных.

4. Как бы вы охарактеризовали состояние межэтнических отношений в вашем регионе на сегодняшний день?

Практически все (100%) опрошенных признали состояние межэтнических отношений в Ставропольском крае стабильным. Но при этом имеется градация ответов по степени оценки.

Если 49% респондентов охарактеризовали ситуацию как «благоприятную, спокойную», то 51% участников опроса, признавая общую стабильность в сфере, межэтнических отношений, указали, что в ней «иногда возникает напряженность».

5. Какова вероятность, на ваш взгляд, возникновения в вашем регионе межэтнических противоречий и конфликтов на этнической почве?

Около половины опрошенных (45,4%) охарактеризовали эту вероятность как низкую, практически с нулевым конфликтным потенциалом. Чуть больше участников опроса (54%) признали, что «вероятность средняя, конфликтный потенциал существует».

И совсем ничтожное количество респондентов (0,6%) считают вероятность возникновения на Ставрополье межэтнических противоречий и конфликтов на этнической почве высокой.

6. Как вы считаете, что из перечисленного можно назвать основными причинами возникновения этнических конфликтов и межэтнической напряженности в вашем регионе?

По мнению большинства респондентов, основными причинами возникновения этнических конфликтов и межэтнической напряженности на Ставрополье являются бытовые предрассудки и стереотипы. Так считают 63% опрошенных – абсолютное большинство.

Из достаточно популярных ответов следует выделить следующие:

- конкуренция за рабочие места (31,8%);

- низкий уровень культуры общения (21,8%);

- высокий уровень социального и имущественного неравенства (14,2%);

- территориальные споры 4,2.

Как видим, основными причинами конфликтного потенциала на межэтническом поле опрошенные считают сугубо социально-экономические факторы, без учёта национальной принадлежности различных групп населения. Соответственно, мизерное количество голосов, подчёркивающих этнический фактор, в ответах участников опроса распределилось следующим образом:

- миграционные процессы (2,8%);

- историческое прошлое (2%);

- неэффективная национальная политика (2%).

Примечательно, что ни один из опрошенных не отметил такие факторы, как «активность неформальных этнических лидеров» или «дискриминация на почве этнической принадлежности», что свидетельствует об уверенной стабильности в области межнациональных отношений.

7. Как изменится, на ваш взгляд, ситуация в сфере межэтнических отношений в вашем регионе в следующем году?

Ответ на данный вопрос подтверждает выводы из предыдущего пункта. Подавляющее число опрошенных (92%) считают, что ситуация не изменится и останется стабильной. Более того, 7,2% респондентов ожидают дальнейшего улучшения ситуации в сфере межэтнических отношений на Ставрополье в будущем году.

И лишь мизерное число участников анкетирования считает, что на Ставрополье она ухудшится (0,8%).

8. К какой религии вы себя относите? (ответ по желанию)

Большинство опрошенных (78,2%) указали, что исповедуют христианство, 21,4% респондентов исповедуют ислам. Это соотносимо с региональными статистическими данными по этноконфессиональному составу населения Ставрополья.

Незначительное количество участвовавших в анкетировании (0,4%) указали, что придерживаются в своём вероисповедании иудаизма.

9. Как бы вы охарактеризовали состояние межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на современном этапе в регионе вашего проживания?

Абсолютное большинство респондентов назвали ситуацию в области межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на Ставрополье благоприятной и спокойной (89,8%).

Признавая общую стабильность обстановки, 10,2% опрошенных отметили, что «иногда возникает напряженность».  

10. Какова, на ваш взгляд, вероятность возникновения в регионе вашего проживания конфликтов на религиозной почве?

Подавляющее большинство опрошенных охарактеризовали такую вероятность как «низкую, практически нулевую» (84,8%). Отметили среднюю вероятность обострений на религиозной почве 14,4% респондентов, при этом отметив, что конфликтный потенциал существует.

И лишь мизерное количество участников опроса охарактеризовали вероятность конфликтов на межконфессиональной почве как «высокую» (0,8%).

11. Что из перечисленного, на ваш взгляд, можно назвать основными причинами возникновения межконфессиональных конфликтов и напряженности?

Больше половины ответивших на вопросы указали в качестве основной причины межконфессиональных конфликтов и напряженности низкий уровень общей культуры населения (56,2%).

Далее голоса распределились следующим образом:

- влияние религиозных учений и лидеров из-за рубежа - 20%;

- использование религиозных догм в политической борьбе - 4,8%;

- дискриминация на религиозной почве - 8,8%;

- бытовые предрассудки и стереотипы - 22%;

- активность неформальных религиозных лидеров - 7%;

- проблемы во взаимодействии государственных институтов и религиозных организаций - 10,8%;

- историческое прошлое - 4,6%;

- высокий уровень социального и имущественного неравенства – 2,2%.

Таким образом, основная часть участников опроса из числа жителей Ставропольского края считает основными причинами возникновения межконфессиональных конфликтов и напряженности социокультурные факторы.

12. Как, на ваш взгляд, изменится ситуация в сфере межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений в регионе вашего проживания в ближайший год?

Подавляющее число опрошенных считают, что ситуация в сфере межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений либо останется в Ставропольском крае без изменений (83,6%), либо изменится в лучшую сторону (15%).

И лишь незначительное число респондентов считают, что она ухудшится. Так ответили всего 1,4% участников опроса.

Общие выводы:

Опрос выявил значительную устойчивость ситуации в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на Ставрополье.

- Большинство опрошенных считают основными этнообразующими признаками религию, традиции и обычаи, а также социальные нормы и принципы поведения.

- Подавляющее число опрошенных заявили, что этническая принадлежность другого человека не оказывает никакого влияния на отношение к нему со стороны респондента.

- Большинство опрошенных проявляют свою этническую принадлежность в повседневной жизни в зависимости от ситуации.

- Все опрошенные признали состояние межэтнических отношений в Ставропольском крае стабильным.

- Почти все респонденты охарактеризовали эту вероятность либо как низкую, практически с нулевым конфликтным потенциалом, либо как среднюю, с наличием конфликтного потенциала.

- Абсолютное большинство участников анкетирования считают основными причинами возникновения этнических конфликтов и межэтнической напряженности на Ставрополье бытовые предрассудки и стереотипы.

- Подавляющее число опрошенных считают, что ситуация в сфере межэтнических отношений в Ставропольском крае в будущем году не изменится и останется стабильной.

- Большинство опрошенных исповедуют христианство, около одной пятой части респондентов исповедуют ислам. Это соотносится с примерными статистическими данными по этноконфессиональному составу населения Ставрополья.

- Абсолютное большинство респондентов назвали ситуацию в области межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений на Ставрополье благоприятной и спокойной.

- Подавляющее большинство опрошенных охарактеризовали вероятность возникновения в в Ставропольском крае конфликтов на религиозной почве как низкую, практически нулевую

- Более половины ответивших на вопросы указали в качестве основной причины межконфессиональных конфликтов и напряженности низкий уровень общей культуры населения.

- Подавляющее число опрошенных считают, что ситуация в сфере межконфессиональных и внутриконфессиональных отношений либо останется в Ставропольском крае без изменений, либо изменится в лучшую сторону.


Ньюсмейкер: Межрегиональный центр общественных инициатив "Северный Кавказ" — 34 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...