03.03.2023 12:22
Аналитика.
Просмотров всего: 28582; сегодня: 3.

79% россиян хотели бы побывать на Дальнем Востоке, а едут - 3%

79% россиян хотели бы побывать на Дальнем Востоке, а едут - 3%

Большинство Россиян хотели бы посетить Дальний Восток, но реальную поездку планируют единицы. Сейчас ДВФО потерял большое количество туристов из-за отсутствия иностранцев. Можно ли закрыть эти потери внутренним туризмом, что является основными препятствиями для поездки на Дальний Восток и как с ними быть?

Поездка на Дальний Восток остается «желанием» большой части россиян, до массового спроса далеко.

Согласно данным исследования аналитического центра НАФИ, большинство жителей России (79%) полагают, что Дальний Восток привлекателен для туризма. Почти половина из них хотели бы отправиться на Камчатку.

Правда, речь именно об интересе, который может не конвертироваться в приобретение тура, объяснили специалисты НАФИ. Ранее мы писали, что треть россиян в принципе никогда не выезжали за пределы своего региона.

Поэтому на вопрос о реальных перспективах на ближайший год только 28% опрошенных ответили, что хотели бы посетить Дальний Восток. А возможности поездки конкретно на Камчатку в ближайший год задумываются всего 6% респондентов.

В тройку «теоретически интересных» с точки зрения туризма входят также Забайкальский край (29%), Сахалин и Приморье (по 27% опрошенных). При этом возможность отправиться туда в ближайший год рассматривают только 8% и по 5% опрошенных, соответственно.

В Бурятию теоретически хотели бы отправиться 10% респондентов, но реальную поездку в перспективе ближайших 12 месяцев рассматривают только 3% россиян.

Россиян в поездках на Дальний Восток пугают перелеты и цены, но не пугают комары и клещи.

Предсказуемо, на Дальнем Востоке россиян интересуют природа, активный отдых, охота и рыбалка. Мешают же поездкам в ДВФО следующие факторы (сумма результатов больше 100% – респонденты могли выбрать сразу несколько вариантов):

- высокая стоимость билетов и дороговизна отдыха (в совокупности 75% респондентов;

- долгий перелет и сложная дорога – 71% респондентов в совокупности;

- опасения, связанные с непростыми условиями отдыха – 28%;

- недостаток знаний о регионе –  25%.

Менее всего россиян на Дальнем Востоке отпугивает сервис (16% назвали эту причину), сложность организации отдыха с детьми (18%) и боязнь комаров и клещей (16%). Не боятся россияне также плохих дорог и плохой сотовой связи.

Здесь следует отметить, что транспортную проблему в части стоимости перелета российские туроператоры стараются решать, например, за счет чартеров и блочной перевозки. Но физически ближе к Москве Дальний Восток, конечно, не сделает никто.

Сколько туристов на самом деле ездят на Дальний Восток.

Данные относительно реального положения дел разнятся. Так, например, выступая на форуме во Владивостоке в сентябре 2022 года  руководитель ныне расформированного Ростуризма Зарина Догузова сообщала, что с января по сентябрь 2022 года на Дальний Восток прилетело 3,5 млн туристов, тогда как в 2019 за весь год приехало 3,7 млн путешественников.

Вероятно, г-жа Догузова говорила только о туристах, бронировавших отели или другие объекты размещения. Так как из открытых данных в СМИ следует, что туристов было не менее 5 млн.

Например, «Интерфакс» писал, что в 2019 году Владивосток занял пятое место в рейтинге самых посещаемых городов страны, там побывали более 3 млн туристов. Иркутский портал Ircity свидетельствует, что за 9 месяцев 2019 года Прибайкалье посетили 1,28 миллиона человек, как минимум 380 тыс. человек попали на Байкал через Бурятию, и еще 280 тыс. человек отдохнуло на Камчатке. 

Дальнему Востоку нужны туристы из соседних регионов? Или соседних стран?

С началом пандемии в 2022 году Дальний Восток лишился очень большого количества иностранных гостей. Это, например, хорошо прослеживается на статистике пассажиропотока аэропорта Владивосток. Туда в 2022 году прилетели 2,118 млн пассажиров, что на 17% больше, чем в 2021 году, но на 45% меньше, чем в 2019 году, (3,8 млн пассажиров, среди них почти 1,5 млн иностранцев). Можно ли закрыть эти потери внутренним туризмом? 

В теории россиянам очень интересны дальневосточные регионы, как следует из исследования НАФИ. Но по факту выходит, что наши соотечественники отдыхают на Черноморских курортах или в Минеральных водах, ездят на экскурсии в Москву, Петербург и Казань, массово заинтересовались в 2022 году Северным Кавказом. До реальной покупки тура на Дальний Восток дело доходит у небольшого количества россиян.

Например, если перевести данные исследования НАФИ в цифры, получится, что хотят съездить на Дальний Восток 113 млн россиян (79%), а едут в реальности – 3,5-5 млн (т.е. от 2,4 до 3,4%).

Все это, разумеется, не значит, что туризм на Дальнем Востоке, как и в Арктике, о которой мы писали ранее, не стоит развивать. Напротив, эти регионы – жемчужины для искушенных путешественников. Их природные богатства и рекреативные возможности неисчерпаемы. Но это пока очень дорого и далеко – это два главных ограничителя.

Вопрос адекватного соотношения цена/качество может решиться инвестициями в туротрасль. Сейчас туристам на Дальнем Востоке существует нехватка качественного номерного фонда: из 40,7 тыс. номеров гостиничного фонда лишь 10% отвечают современным стандартам качества. В гостиницах останавливается лишь треть путешественников, другие размещаются у знакомых, путешествуют «дикарями» в палатках или пользуются услугами несертифицированных объектов размещения. 

Но все равно и после решения этой проблемы остается проблема массовости внутреннего туризма в ДВФО – длинные перелеты из европейской части РФ никуда не денешь.

Кроме того, следует учесть традиционные предпочтения россиян по видам отдыха: например, вряд ли стоит сколько-нибудь серьезно рассуждать о том, что массовые туристы смогут переключиться с пляжных Турции или Сочи на остров Врангеля. Это не так: переубеждать массу людей, которые копят на отпуск с детьми на теплом море раз в год, в том, что им нужен совсем иной отдых – бесперспективно.

Поэтому и инфраструктура, и маркетинг Дальнему Востоку (и Арктике) нужны соответствующие иным категориям и иным запросам туристов. И в первую очередь, считают эксперты, следует ориентироваться на спрос со стороны привыкших к комфорту, искушенных и платежеспособных туристов, которые интересуются экологическим, природным, приключенческим, экспедиционным туризмом, круизами. Они дадут регионам Дальнего Востока больше денег чем массовый и бюджетный туризм.

Кроме того, как неоднократно подчеркивал директор туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин, отдаленным от двух столиц регионам стоит сделать ставку на привлечение путешественников прежде всего из соседних краев, областей и республик.

Это частично снимает одновременно и влияния фактора «дальнего перелета», и отчасти решает проблему стоимости туров. Однако у Дальнего Востока есть специфическая проблема и с этим рецептом: соседние с ним регионы тоже мало и редко населены, вряд ли богаты и не смогут на практике дать большого потока.

Поэтому в ближне- и среднесрочной перспективе для Дальнего Востока лучше всего под определение «соседнего региона» подходят Китай и Корея. По чисто географическим причинам, доехать во Владивосток из КНР или Кореи проще и ближе, чем из Москвы и Петербурга. А за массовостью в случае китайцев дело не станет.

Из проекта мастер-плана туристического макрорегиона «Дальний Восток» следует, что в Приморском и Камчатском краях, а также в Сахалинской области к 2035 году снова планируют принимать до 6,68 млн туристов ежегодно. И наверняка значительная доля туристов здесь будут именно иностранцами.

Текст: Екатерина Тропова


Тематические сайты: Авиация, Арктические территории и шельф, Внутренний туризм, Воздушный транспорт, Индустрия гостеприимства, Общественное мнение, Потребительский рынок, Туризм, путешествия, отели
Сайты субъектов РФ: Бурятия Республика, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Москва, Приморский край, Санкт-Петербург, Сахалинская область, Ставропольский край, Татарстан Республика
Сайты столиц субъектов РФ: Приморский край - Владивосток, Татарстан Республика - Казань
Сайты городов субъектов РФ: Краснодарский край - Сочи, Ставропольский край - Минеральные Воды
Сайты федеральных округов РФ: Дальневосточный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ
Сайты стран: Китай, Корея Южная, Россия, Турция
Сайты регионов мира: Азия Центральная, Азия Юго-Восточная, Ближний Восток
Сайты объединений стран: АТЭС - Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество, БРИКС (BRICS), ШОС - Шанхайская организация сотрудничества

Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12063 публикации
Сайт: www.atorus.ru/node/51604
Поделиться:

Интересно:

Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
01.11.2025 11:49 Новости
Международный Муниципальный Форум БРИКС стартовал в Санкт-Петербурге
Международный Муниципальный Форум БРИКС (ММФ БРИКС) начался в Санкт-Петербурге 29 октября. Генеральным партнером мероприятия выступает Правительство Москвы. В организации и работе мероприятия активное участие принимает Департамент внешнеэкономических и международных связей города Москвы (ДВМС) и Московский Центр Международного Сотрудничества. В ходе пленарной сессии «Стратегии развития умных городов: управление инфраструктурой» выступили руководитель ДВМС Сергей Черёмин, заместитель Министра иностранных дел России Сергей Рябков, председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, управляющий член совета директоров международной инвестиционной компании «Хуамин» (КНР) Ли Чжэн, Губернатор Гаваны Янет Эрнандес Перез и другие официальные лица. Они обсудили модели устойчивого развития муниципалитетов, эффективные «умные» технологии и цифровые решения, эффективные форматы обмена...
История рекламы в России
30.10.2025 19:02 Аналитика
История рекламы в России
В Средние века на Руси, чтобы привлечь покупателей, коробейники и зазывалы устраивали театрализованные представления со стихами и музыкой. О том, как на смену такой рекламе пришли газетные объявления, плакаты и телевизионные ролики - читайте в материале. Первая реклама: выкрики, прибаутки и лубки Первая реклама на Руси появилась на рубеже X и XI веков. Тогда купцы стали нанимать коробейников и зазывал, которые придумывали про товары небольшие стишки. В то же время на ярмарках были распространены выкрики и прибаутки. В них продавцы описывали товары, сообщали об их цене. Чтобы завлечь покупателей, зазывалы придумывали шутки. Выступления часто сопровождались театральными представлениями и музыкой. Возникла в это время и первая антиреклама — остроумные...
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
29.10.2025 19:03 Новости
Вечный источник тока: загадка "багдадской батарейки", которой 2000 лет
В 1936 году недалеко от Багдада нашли странный древний артефакт. Казалось бы, обычная керамика возрастом две тысячи лет. Но когда специалисты изучили находку, ахнули: конструкция способна производить электрический ток. Могли ли древние цивилизации знать об электричестве? Или это величайшая археологическая ошибка, которую до сих пор не хотят признавать? Уникальная находка, которую никто не искал История началась в местечке Худжут-Рабу, неподалеку от древнего Ктесифона — столицы Парфянской империи. Рабочие копали траншею для железнодорожных путей и обнаружили развалины древнего поселения. Среди руин нашли необычный глиняный сосуд. Находкой заинтересовался Вильгельм Кениг — немецкий археолог, работавший в Национальном музее Ирака. Впрочем, как именно артефакт попал к нему, доподлинно не известно. Одни источники утверждают, что Кениг сам участвовал в раскопках 1936 года. Другие —...
Как родные: история обрусевших вещей
29.10.2025 13:10 Аналитика
Как родные: история обрусевших вещей
Многие изобретения древних народов сегодня были бы знакомы лишь историкам, если бы не получили второе рождение в России. Кто помнит, что предок кокошника родом из Древней Греции, а валенки пришли к нам от иранских племен, кочевавших в Центральной Азии? О самых известных русских «брендах» с нерусскими корнями - читайте в материале. Купола церквей После принятия христианства на Руси началось строительство храмов по византийскому крестово-купольному образцу. При этом древнерусские церкви не были их точной копией. Они отличались большими внутренними объемами и особой устремленностью ввысь. Византийские культовые сооружения строились из камня, а русские — в основном из дерева, хотя до наших дней сохранились именно каменные сооружения. Отличались русские храмы и количеством куполов:...
Они взяли Берлин. Через 30 лет...
27.10.2025 19:01 Аналитика
Они взяли Берлин. Через 30 лет
Шесть полных кавалеров Георгиевского креста стали Героями Советского Союза. Георгиевский крест считался самой почетной солдатской наградой в русской армии эпохи Первой мировой. Награда имела четыре степени. И счет полных кавалеров Георгиевского креста шел на тысячи. А воинов, ставших еще и Героями Советского Союза, можно пересчитать по пальцам. Иван Тюленев (1892 - 1978) Происхождение. Сын солдата. Чин, место службы. Драгун, младший унтер-офицер 5-го драгунского Каргопольского полка. Заслуги. Крест IV степени - за отличие в бою 11 сентября 1914 года, когда, "будучи в разъезде у д. Холупки-Сечки окруженным противником, прорвался через неприятельские цепи и присоединился к эскадрону, дав ценные сведения о противнике и его тыле"1. Крест III степени - за лихую разведку на реке Бзуре 15 марта 1915 года2. Крест III степени, замененный крестом II степени, - за то, что 14 июля...