03.07.2023 13:38
Аналитика.
Просмотров всего: 24117; сегодня: 3.

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

73% россиян предпочтут починить сломанную вещь, а не купить новую

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости, о потребительских предпочтениях россиян на фоне санкций, инфляции и ухода привычных брендов. В опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Алексей Верижников, директор ВЦИОМ Консалтинг:

«Во время эпидемии коронавируса делались прогнозы, что торговые центры будут постепенно отмирать. В теории их должны были заменить шоурумы, где товары, условно, можно “пощупать” руками, а потом заказать через интернет-доставку, постольку так намного дешевле. Однако в России торговые центры — это не просто точки продаж, но и места социализации и проведения досуга. В небольших российских городах торгово-развлекательные центры часто являются почти единственным “цивильным пространством”, куда можно прийти с семьями, чтобы провести время. 

Кроме того, шопинг, в особенности для женщин — это прежде всего эмоции и особый вид досуга. Важна атрибутика и атмосфера места продажи — бутик или красивый торговый центр. Что же касается интернет-доставки, то она не дает таких эмоций, это просто экономия денег. 

Западные санкции не обрушили российскую экономику, а только несколько усложнили ей жизнь. Поэтому полная “отмена” торговых центров как класса не удалась ни пандемии, ни тому состоянию экономики и социума, которое мы называем кодовым словом “турбулентность”».

Дорогостоящие товары — это…

«Дорогостоящий товар» — понятие относительное. Потребитель трактует его исходя из своих финансовых возможностей, социального положения, образа жизни: для одних это роскошные спорткары и драгоценности, для других — качественные продукты питания и одежда. Как показывают результаты исследования, спектр ответов россиян о дорогостоящей продукции достаточно широк. К таковой они относят прежде всего товары длительного пользования, нежели предметы роскоши.

Автомобили / автозапчасти — первое, что приходит на ум большинству россиян при упоминании дорогостоящих товаров (56%), что в целом подтверждается официальной статистикой. Согласно данным Росстата, новая иномарка вошла в топ-10 подорожавших товаров минувшего года — годовой прирост ее цены составил 39,11%. Недвижимость, в том числе загородная — земельный участок, дом или дача, — расположилась на второй строчке народного рейтинга (42%), бытовая / электронная техника — на третьей (27%). Для каждого пятого дорогостоящими являются продукты питания — овощи, фрукты, мясо, морепродукты и др. (21%). В группе 60+ лет и россиян с низким потребительским статусом в тройку самых популярных ответов вошли продовольственные товары (26% и 37% соответственно).

Менее охотно к дорогостоящим товарам россияне причисляют предметы гардероба — одежду и обувь (8%), мебель и стройматериалы (по 6%). Предметы, имеющие не только материальную, но и художественную, историческую ценность (антикварные вещи, ювелирные украшения, драгоценности), назвали еще 8%, вдвое реже звучали атрибуты богатой жизни — самолеты, яхты, вертолеты (4%). В единичных случаях упоминались такие категории товаров, как компьютеры и гаджеты (по 3%), лекарства и медицинские услуги (3% и 2% соответственно), бензин и бытовая химия (3% и 2% соответственно). Несмотря на ощутимый рост цен на путешествия, они также оказались в аутсайдерах (2%).

С улучшением материального положения назвать дорогостоящие товары становится затруднительнее. В группе с низким потребительским статусом содержательный ответ смогли дать 94% опрошенных, в группе с высоким — 83%.

Чем выше материальная обеспеченность, тем чаще в ответах россиян фигурируют такие категории товаров, как недвижимость и предметы роскоши — антиквариат, драгоценности и др. Например, граждане с высоким и средним материальным положением называли недвижимость в 1,5 раза чаще, чем менее обеспеченные (44-45% vs. 30%). Обратная ситуация наблюдается в случае с продуктами питания, бытовой техникой, одеждой и мебелью. Так, покупка последней проблематична для 11% россиян с плохим материальным положением и только для 3% — с высоким.

Стабильность — признак мастерства?

За последний год более чем у трети россиян изменились покупательские стратегии (38%), в том числе 34% отметили, что стали реже приобретать дорогостоящие товары, тогда как чаще покупки такого рода начали совершать 4%. Ничего не изменилось за рассматриваемый период у 57% россиян. Сохранить потребление дорогой продукции на прежнем уровне удалось в первую очередь высокообеспеченным гражданам (71%) и работникам бюджетных организаций (65%).

Любопытно, что ответы на данный вопрос весьма схожи у москвичей/петербуржцев и жителей сельской местности — большинство в этих группах отмечают неизменность потребительских привычек (62% и 63% соответственно). По-видимому, солидарность горожан и сельчан кроется в разном видении дорогостоящих товаров.

Офлайн vs. онлайн: и вновь продолжается бой!

Благодаря пандемии шопинг в интернете прочно вошел в нашу повседневность. Достаточно всего пары кликов мыши, чтобы выбрать и заказать нужный товар, который в кратчайшие сроки будет доставлен прямо домой. Однако, когда дело касается дорогих покупок, российские потребители отдают предпочтение привычному офлайн-шопингу. В общей сложности традиционный ритейл для приобретения дорогих товаров выбирает каждый второй россиянин (48%), в том числе 29% не видят ему альтернативы («покупают только в обычном магазине»). Приверженцами интернет-шопинга можно назвать 16% наших сограждан, включая 3% заядлых любителей онлайн-шопинга, совершающих покупки только в сети. Еще четверть россиян придерживаются золотой середины и делают дорогостоящие онлайн- и офлайн-покупки с одинаковой частотой (24%). Лучше всего маневрировать между двумя форматами шопинга удается молодым людям 18-24 лет (42%).

Типичный приверженец офлайн-покупок — россиянин в возрасте 45 лет и старше (45-59 лет — 51%, 60+ лет — 64%), со средним образованием и ниже (64-70%), проживающий в небольшом городе с населением до 100 тыс. человек или селе (53% и 64% соответственно) и предпочитающий телевидение интернету (78%).

Среднестатистического сторонника онлайн-покупок отличают молодой возраст (25-34 лет — 28%), наличие высшего образования (23%), проживание в одной из столиц (28%) и активное пользование интернетом (29%).

По мнению россиян, с той или иной периодичностью совершающих дорогие покупки в обычных магазинах (доля группы — 72%), главное преимущество офлайн-формата — возможность посмотреть, пощупать товар и оценить его качество (45%). Заметно реже упоминают более низкие цены в сравнении с маркетплейсами (11%), 9% привлекает высокая скорость покупки («не надо ждать доставки / взял и купил»), 7% — возможность приобрести в обычных магазинах продукты питания (7%). Еще для 6% важна консультация продавца, для 5% — наличие акций и скидок.

Топ-3 преимуществ онлайн-покупок в представлениях тех, кто допускает покупку дорогостоящих товаров через интернет (доля группы — 40%): выгодная цена, мобильность («не нужно выходить из дома / заказ из любого места») и широкий ассортимент (39%, 31% и 27% соответственно). Еще 18% привлекают удобство и скорость доставки, 8% — акции, скидки, кешбэк, 7% — наличие отзывов о товаре. По 6% отметили легкость выбора, а также те категории товаров, которые предпочитают заказывать онлайн (одежда, бытовая техника, электроника), 5% — возможность сравнения товаров у разных продавцов.

Чинить нельзя купить.

Тренд на осознанное потребление все чаще заставляет задуматься, как поступить со сломанной вещью — подобрать ей замену или дать новую жизнь. На сегодняшний день большинство россиян придерживаются второй стратегии: 73% в случае выхода из строя каких-либо предметов обихода предпочитают их отремонтировать, в том числе 46% принимают наиболее экономное решение — чинят самостоятельно или просят помощи у соседа, еще 27% отдают вещь в ремонтную мастерскую. Приобретают новый товар на замену сломанного 18% опрошенных.

Решение о судьбе сломанного товара принимается исходя из имеющихся ресурсов. Россияне с хорошим материальным положением вдвое чаще россиян с плохим материальным положением покупают новую вещь (26% vs. 13% соответственно). Последние более чем в половине случаев ремонтируют изделие самостоятельно (56% vs. 43-45% среди граждан с высоким и средним уровнем благосостояния).

О вернувшихся брендах.

На фоне событий минувшего года, санкций и ограничения импорта произошел массовый отток западных брендов из России. Некоторые зарубежные компании полностью остановили деятельность в стране, часть — перешли в собственность государства или нашли новых владельцев в лице российских предпринимателей, а другие «переоткрылись» под новым брендом. Возвращение иностранных компаний под другим названием россияне воспринимают преимущественно нейтрально (54%), особенно молодежь 18-24 лет (71%). Положительное отношение декларирует каждый пятый (21%), отрицательное — 18%.

Позитивный настрой чаще присущ жителям городов с населением 500-950 тыс. человек и больше (26% vs. 16-19% в менее крупных населенных пунктах). По-видимому, это связано с представленностью и доступностью западных брендов именно в крупных городах, в результате чего для жителей более актуально их возвращение.

Ранее 71% россиян отмечали, что в случае отсутствия нужных товаров определенной иностранной марки в России они отдадут предпочтение другому доступному в стране бренду. Лишь каждый восьмой будет искать способ приобрести товар из-за рубежа (12%) и только 6% дождутся его появления в России или откажутся от покупки (6%).


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 11347 публикаций
Сайт: wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/shoping-v-rossii-trendy-vyzovy-orientiry
Поделиться:

Интересно:

Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
10.07.2025 09:44 Аналитика
Где в Москве посмотреть шедевры деревянного зодчества
Единственный в Москве музей деревянного зодчества находится в музее-заповеднике «Коломенское». Здесь собраны старинные постройки — от сибирской крепостной башни до уютной медоварни из подмосковного села Преображенского. Эти бревна обрабатывали топоры плотников XVII века, и почти каждый сруб пережил путешествие в сотни километров, чтобы мы узнали его историю.  Новый дом для деревянного зодчества В «Коломенском», на берегу небольшой живописной реки Жужи, притока Москвы-реки, среди сиреневых и яблоневых садов находится необычный музей под открытым небом. Здесь пять деревянных построек: медоварня, Моховая башня Сумского острога, Проездная башня Николо-Корельского монастыря, башня Братского острога, церковь Святого Великомученика Георгия Победоносца. Большую часть масштабных экспонатов привез с Русского Севера основатель первого музея в...
Символика власти Ивана Грозного
10.07.2025 09:36 Аналитика
Символика власти Ивана Грозного
В 1550-е годы церковные иерархи оказали идейную поддержку Ивану IV при завоевании Казанского и Астраханского ханств, призывая в своих произведениях святые силы на помощь царю и его "христолюбивому воинству" в войне с "басурманами". Во время взятия Казани в 1552 году воплощением идеи божественного покровительства стало государево знамя с изображением Спаса Нерукотворного (ныне хранится в Оружейной палате Московского Кремля). Символика знамени восходит к иконе, на которой изображен убрус (полотенце) с отпечатком лица Христа*. Согласно царскому летописцу, Иван выступил против Казани под тем же знаменем, с которым Дмитрий Донской сражался с татарами на Куликовом поле. Хотя о реальном знамени Дмитрия Донского нам практически ничего неизвестно, можно заметить, что в глазах царских идеологов казанское знамя символизировало торжество православия над мусульманством, а также преемственность...
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
10.07.2025 09:06 Аналитика
Сегодня отмечают День воинской славы - День победы в Полтавской битве
Сегодня, 10 июля, в России отмечается День воинской славы России - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении, которое произошло 8 июля (27 июня по старому стилю) 1709 года. Соответствующий федеральный закон был принят в 1995 году.  В конце XVII века Швеция не была небольшой страной регионального значения, как в настоящее время, а претендовала на гегемонию в Восточной Европе и нередко играла решающую роль в европейском балансе сил. Вследствие множества успешных военных кампаний она завладела Лифляндией, Эстляндией и Финляндией, а также рядом ключевых областей на побережье Северной Германии, благодаря чему Балтийское море практически стало внутренним "шведским озером". После Азовских походов Петра I против Крымского ханства, российский император, подобно своим предшественникам, собирался и дальше...
Сокровищницу Гохрана пополнило воссозданное украшение царской семьи
09.07.2025 21:39 Новости
Сокровищницу Гохрана пополнило воссозданное украшение царской семьи
8 июля, в День семьи, любви и верности, российские ювелиры передали в дар Гохрану реплику украшения царской семьи. Это воссоздание легендарного украшения – броши, созданной фирмой Карла Фаберже, которая была преподнесена Николаем Вторым будущей императрице Александре Федоровне в качестве свадебного подарка в 1894 году. По инициативе и при поддержке Фонда развития художественной промышленности и ювелирного искусства, а также Женского патриотического общества ювелиры Дома Chamovskikh воплотили знаковое украшение династии Романовых — изысканный символ любви, верности и чистоты.  Проект воссоздания исторической драгоценности приурочен к 130-летию венчания императора Николая Второго и Александры Федоровны. В отеле «Метрополь» в Москве состоялась торжественная церемония передачи броши с аквамарином Гохрану России -  главному хранилищу изделий из драгоценных металлов и драгоценных...
Как воевали легендарные партизаны-разведчики
09.07.2025 10:12 Аналитика
Как воевали легендарные партизаны-разведчики
Катастрофические первые дни Великой Отечественной заставили резко изменить режим работы всей советской государственной системы. Страна словно бы оказалась в положении человека, внезапно получившего тяжёлые травмы - как физические, так и психологические, после которых ему ещё пришлось "включить" форсированный режим действий, означавший одно - сверхнапряжение всех сил. Судьба, по существу, поставила перед страной предельно простую и жёстокую альтернативу: выдержать новые обстоятельства либо погибнуть. В подобном положении очутилась и советская внешняя разведка. Ведь ситуация "горячей" масштабной войны, что предполагает проведение прифронтовых и зафронтовых действий, - это в большей степени стихия военной разведки, диверсионно-разведывательных и партизанских формирований. Но было необходимо "подставлять плечо" и без промедления встраиваться в новейшие обстоятельства. Советская внешняя...