24.10.2023 18:14
Мероприятия.
Просмотров всего: 6305; сегодня: 2.

Дискуссия об оценке творчества будет продолжена

У творческих проектов есть множество эффектов, но до сих пор их либо не принято оценивать, либо отсутствуют необходимые инструменты и единый для участников процесса язык оценки. Поможет ли создание общего поля понятий участникам креативных процессов прогнозировать воздействие культурных инициатив на социум и насколько это необходимо донорам и организаторам проектов? 

На эти вопросы попытались ответить представители экспертного сообщества, которые собрались на специализированной онлайн-сессии «Для чего и кому нужна оценка творческих проектов?». Она состоялась в числе мероприятий IX Конференции ассоциации специалистов по оценке программ и проектов в социальной сфере (АСОПП) «Качество жизни, благополучие, оценка». 

Среди участников сессии — эксперты, представители крупнейших частных фондов, среди которых — «Абсолют-Помощь», «Искусство, наука и спорт», «ОМК-участие», «Доброта Севера»,  фонда Тимченко, а также организаторы творческих проектов — руководители Библиотеки им. Н.А. Некрасова и Центра социокультурной анимации «Одухотворение». 

Внести посильный вклад в решение задач призван организатор мероприятия — Форум «Яркие краски креативных индустрий» (ЯККИ). Сейчас на его основе создается общая для всех участников культурного процесса всероссийская платформа, главной целью которой является обсуждение и сбор многообразных мнений, а также поиск тем и новых подходов в сфере оценки творческих проектов.

«Культура очень разнообразна в своих проявлениях, но эта цветущая сложность процессов в ней хотя и создает определенные трудности  для оценки творческих феноменов, но делает процесс оценки творческих проектов увлекательным и мотивирующим, — говорит модератор сессии Ольга Евдокимова, исполнительный директор АНО «Эволюция и Филантропия (ЭиФ)», ключевого контент-партнера ЯККИ. Мы видим активный интерес к этой проблеме со стороны и финансирующих организаций, и организаторов творческих процессов».

Одним из предметов обсуждения на онлайн-сессии стали результаты первого этапа исследования, которые представили Наталья Сергиевская, генеральный директор Фонда «Будущее время», эксперт-консультант ЭиФ, и Инга Пагава, эксперт ЭиФ.

Наталья Сергиевская, которая занималась анализом мировых практик оценки творческих проектов, отметила важность сбора вариантов типологий социального влияния и подготовку рекомендаций для отечественных акторов, а также необходимость вовлечения разных участников обсуждения.

В фокусе внимания Инги Пагавы оказался российский опыт оценки влияния социокультурных эффектов на качество жизни общества.

Чтобы учесть все нюансы, включая интересы организаторов культурных инициатив, необходимо продемонстрировать все их многообразие со всех сторон. На сформированной базе знаний заинтересованные стороны смогут разрабатывать собственные логические модели, выбирать адекватные подходы и инструменты для измерений, использовать и развивать банки социальных результатов.

Выступившая на сессии с докладом сомодератор Инна Прилежаева, исполнительный директор Ассоциации менеджеров культуры (АМК), подчеркнула, что общая цепочка индивидуальных социальных изменений, которую инициирует любой творческий проект, сложна и многомерна.

«Сегодня социокультурное проектирование вошло в практику деятельности многих организаций, однако способы оценки эффективности проектов не до конца сформулированы и изучены, — говорит Инна Прилежаева. — Проблема в том, что такие проекты зачастую работают со стратегическим типом ресурсов, лежащим вовне организации или собственной системы, и результаты этого лежат в разных системах деятельности и социальных кластерах. Кроме того сегодня нет института проектной критики в профессиональном сообществе, где формируется и систематизируется рефлексия проектной деятельности».

В дискуссии была высказана и другая точка зрения. Со стороны организаторов творческих проектов прозвучали опасения, что неясные цели оценки и необходимость соответствовать малопонятным критериям усложняет жизнь творцов. Такую позицию высказал Леонид Тарасов директор и учредитель Центра социокультурной анимации «Одухотворение».

Частично согласна с ним и Елена Коновалова, руководитель направления в Фонде Тимченко. Она считает, что для выработки общих критериев оценки каждому донору нужно четко определить собственные цели и задачи, которые у разных фондов могут сильно отличаться.

Однако Эльвира Гарифулина, программный директор фондов «Свет» и «Абсолют Помощь», уверена, что возможность прогнозирования и адекватной оценки всех эффектов творческого проекта важна и для доноров, и для авторов творческих проектов.

Активное участие в дискуссии приняли также Екатерина Светличная, генеральный директор  Центральной универсальной научной библиотеки имени Некрасова, поделившаяся опытом работы с государственными структурами, Николай Троцкий, заместитель директора БФ «Искусство, наука и спорт», отметивший важность и сложность проблемы с точки зрения донора и Ксения Полетаева, руководитель социокультурных проектов БФ «ОМК-Участие», подчеркнувшая важность аналитического подхода в работе фондов.

Итог оживленной дискуссии подвела Эльвира Алейниченко, куратор программы «Музеи Русского Севера», директор Центра управления социальных инноваций GrantRafting.

«Нужно чаще встречаться и для этого должны быть постоянные площадки, — подчеркнула Эльвира Алейниченко. — Чем больше будет возможностей для объединения усилий в этом направлении и выработки общих подходов, тем лучше мы будем понимать, что усиливает эффекты работы, какая инфраструктура поддержки нужна и на что мы должны обращать внимание в первую очередь».

Хотя участники сессии не пришли к единому мнению, все согласились с важностью поднятых вопросов и договорились продолжить обсуждение, в том числе — в рамках проекта ЯККИ.


Ньюсмейкер: Форум «Яркие краски креативных индустрий» — 3 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...